free web stats

Святой Дух - Божественный Житель души

В одной из предыдущих катехизических бесед было обещано, что мы вернемся к темам, связанным с присутствием и действием Святого Духа в душе. Богатое богословское и духовное содержание этих вопросов притягивает к себе души верующих, стремящихся к духовной жизни, пробуждая в них восхищение сверхъестественным. Они прислушиваются к голосу Того, Кто живет в них, как в храме, изнутри просвещает их и помогает жить согласно Евангелию. […]

Можно сказать, что основой христианской жизни, основой ее внутренней глубины, молитвы и единения с Богом является истина веры, которая как пневматология и все богословие, восходит к текстам Священного Писания, и в особенности к словам Христа и апостолов, - истина о том, что Святой Дух как Божественный Гость обитает в душе праведного человека. В первом послании к Коринфянам апостол Павел спрашивает: «разве не знаете, что (…) Дух Божий живет в вас?» (3,16). Очевидно, что Святой Дух действует во всей Церкви, как мы уже говорили в предыдущих беседах, но Его присутствие и действие принимает форму конкретных отношений с человеческой личностью, с душой праведного человека, в которой Он обитает, и которую Он наполняет даром, полученным от Христа благодаря Искуплению. Святой Дух проникает Своим воздействием в самые глубины человеческой души, в самое сердце верующего и изливает животворящих свет и благодать. Об этом мы и просим в молитвенном песнопении во время св. Мессы в праздник Сошествия Святого Духа: «Владычествуй Святейшим светом в сердцах верующих в Тебя»

Апостол Павел в проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, призывает слушателей к покаянию и крещению, после чего говорит: «получите дар Святого Духа» (Деян 2, 38). Из контекста следует, что обетование касается лично каждого покаявшегося и крещеного человека, ибо Петр обращается к каждому из присутствующих.

(…) Присутствие Христа среди людей открывает путь присутствию Святого Духа, которое является внутренним присутствием в человеческих сердцах. Так исполняется пророчество Иезекииля: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; (…) Вложу внутрь вас дух Мой» (36, 26-27).

Сам Христос, накануне Своего ухода из мира к Отцу через распятие и Вознесение, обещает апостолам пришествие Святого Духа: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины,(…) Он в вас пребудет». (Ин 14, 16-17).

(…) Именно в Святом Духе Бог дарует Самого Себя в тринитарном единстве. (…) Благодаря такому присутствию люди становятся храмом Бога – Бога Троицы, как говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Бог всегда свят и освящает человека. Апостол прямо говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор 6, 19). Следовательно, пребывание Святого Духа в человеке влечет за собой особое освящение всего человека (апостол Павел подчеркивает здесь телесную сторону). В этом освящении человека – самая суть спасительной благодати, посредством которой он соучаствует в тринитарной жизни Бога. Тем самым в человеке открывается внутренний источник святости, из которого берет начало жизнь по Духу, как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (8,9). И в этом – основа надежды на воскресение тела , ибо «если (…) Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела духом Святым, живущим в вас» (Рим 8, 11).

(…) «Не оскорбляйте Святого Духа Божия» (Еф 4, 30), наставляет апостол Павел, движимой именно этой Богооткровенной истиной, истиной о пребывающей в душе человека Божественной Личности, Которую оскорбляет всякий грех, ибо всякий грех противится любви. Святой Дух же, обитающий в человеке как Лицо-Любовь, пробуждает в душе внутреннюю потребность в любви. Это следует из обращенных к римлянам слов св. апостола Павла: «Любовь Божия», эта могучая сила любви, исходящая от Бога, «излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5,5)

Иоанн Павел II «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего», Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, Москва, 1998 г., стр. 379 - 382

"Можно сказать, что основой христианской жизни, основой ее внутренней глубины, молитвы и единения с Богом является истина веры - истина о том, что Святой Дух как Божественный Гость обитает в душе праведного человека."

Рейтинг Francis.ru