free web stats

Святой Дух веет, строит и горит

В 10 часов утра 4 июня в торжество Пятидесятницы, на площади св. Петра перед ватиканской базиликой началось Евхаристическое богослужение, за которым предстоял Святейший Отец Бенедикт XVI. Вместе с Папой мессу сослужили кардиналы Римской Церкви. В ходе службы Папа произнес проповедь:

Дорогие братья и сестры!

В день Пятидесятницы Святой Дух с силою сошел на апостолов; так началась миссия Церкви в мире. Иисус Сам готовил Одиннадцать к этой миссии, явившись им несколько раз после Своего воскресения (ср. Деян 1,3). Перед вознесением на Небо Он приказал им «не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца» (ср. Деян 1,4-5); то есть, Он приказал им оставаться вместе, чтобы подготовиться принять дар Духа Святого. И они собрались в Горнице на молитву вместе с Марией, ожидая обещанного события (ср. Деян 1,14).

Оставаться вместе – таким было условие, поставленное Иисусом для принятия дара Духа Святого; предпосылкой их единодушия между собой была долгая молитва. Таким образом, перед нами вырисовывается великолепный урок, усвоить который следует каждой христианской общине. Иногда считают, что эффективность миссии зависит главным образом от тщательного планирования и дальнейшее воплощение этих планов в конкретные действия. Конечно, Господь требует нашего сотрудничества, однако инициатива в любом деле должна принадлежать Ему, а мы всего лишь отвечаем на нее: настоящим главным действующим лицом Церкви является Его Дух. Корни нашего бытия и нашего деяния заключены в мудром и провиденциальном молчании Бога.

Образы, используемые св. Лукой для описания бурного появления Святого Духа – огонь и ветер – напоминают о Синае, где Бог явил Себя народу Израиля и заключил с ними Свой завет (ср. Исх 19,3 и сл.). Праздник Синая, отмечавшийся Израилем через пятьдесят дней после Пасхи, был праздником Завета. Говоря об огненных языках (ср. Деян 2,3), св. Лука желает представить Пятидесятницу как новый Синай, как праздник нового Завета, в котором завет с Израилем распространяется на все народы земли. Церковь является вселенской и миссионерской от самого своего зарождения. Вселенский масштаб спасения красноречиво явствует из обширного перечня народов, к которым принадлежат слушающие первое благовестие апостолов (ср. Деян 2,9-11).

Народ Божий, обретший на Синае свои первые очертания, сегодня уже расширился настолько, что не знает больше никаких расовых, культурных, пространственных либо временных ограничений. В отличие от истории с вавилонской башней (ср. Быт 11,1-9), - когда люди, намеренные построить своими руками путь в небо, добились лишь того, что утратили саму способность понимать друг друга, - в Пятидесятницу Дух показывает через дар языков, что Его присутствие объединяет и преображает смешение в общность. Человеческая гордость и эгоизм всегда приводят к раздорам, возводят стены равнодушия, ненависти и насилия. Святой Дух же, напротив, делает человеческие сердца способными понимать языки других, потому что восстанавливает мост подлинного общения между землей и небом. Дух Святой есть Любовь.

Но как войти в тайну Святого Духа, как понять секрет Любви? Сегодняшний отрывок из Евангелия ведет нас в иерусалимскую Горницу, где с последней Вечери сидят печальные апостолы, переживая утрату. Причина их печали в том, что слова Иисуса вызывают тревожные вопросы: Он говорит о ненависти мира к Нему и к Его ученикам, говорит о Своем таинственном отшествии, и Ему еще много нужно сказать, но пока апостолы не в состоянии понять этого (ср. Ин 16,12). Чтобы утешить их, Он разъясняет смысл Своего ухода: Он уйдет, но вернется; тем временем Он не бросит их, не оставит их сиротами. Он пошлет Утешителя, Духа Отца, и Дух даст понять, что дело Христа – это дело любви: это Его любовь, любовь принесшего Себя в жертву, это любовь Отца, отдавшего Его людям.

Такова тайна Пятидесятницы: Дух Святой просвещает дух человеческий и, открывая распятого и воскресшего Христа, указывает путь, чтобы мы могли уподобиться Ему, то есть стать «выражением и орудием исходящей от Него любви» («Deus caritas est», 33). Вместе с Марией, как при своем зарождении, Церковь молит сегодня: «Veni Sancte Spiritus! – Приди, Дух Святой, наполни сердца Твоих верных и зажги в них огонь Твоей любви!». Аминь.

Перевод:София Халходжаева Agnuz

Copyright 2006 - Libreria Editrice Vaticana

©

"Дух Святой есть Любовь. Но как войти в тайну Святого Духа, как понять секрет Любви?"

Рейтинг Francis.ru