free web stats

Святой Дух - Святой Дух – Творец нашей молитвы

Святой Дух – это источник молитвы, в совершенстве отражающий взаимоотношения, существующие между Божественными Лицами Троицы; молитвы хвалебной и благодарственной, воздающей почитание Отцу, Сыну и Святому Духу. Эта молитва была на устах апостолов в день Пятидесятницы, когда они возвещали о «великих делах Божиих » (Деян 2, 11). Так было в доме Корнилия: слушая Петра, присутствующие получили дар Святого Духа и стали славить Бога (ср. Деян 10, 45-47).

В послании к Колоссянам св. апостол Павел истолковывает этот первый христианский опыт, ставший общим наследием первоначальной Церкви. Высказав пожелание – «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол 3,16), - он призывает христиан пребывать в молитве, «во благодати воспевая в сердцах (…) Господу», поучая и назидая самих себя псалмами, гимнами и духовными песнями в полноте духа (ср. там же). Он просит их, чтобы этим молитвенным образом жизни они охватили все ее сферы: «Все, что ни делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через него Бога и Отца» (Кол 3, 17). Аналогичный призыв мы находи в послании к Ефесянам: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовыми, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 5, 18-20).

(…) Акт прославления Триединого Бога под воздействием Святого Духа, молящегося в нас и через нас, совершается прежде всего в сердце, но он выражается и в устной молитве, ибо существует потребность во весь голос, в общине верующих, прославлять чудеса Божии. Душа, любящая Бога, выражает эту любовь в молитве, а часто и в песне. Так было в Церкви всегда, со времен первых христианских общин. Св. Августин говорит о том, что св. Амвросий ввел в Медиоланской церкви обычай «утешать и наставлять с помощью пения» (ср.: Исповедь, кн.9, гл 7, п.15 PL 32, 770), и вспоминает: «Сколько плакал я над Твоими гимнами и песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучащими в Твоей Церкви» (Исповедь, кн.9, гл 6, п.14: PL 32, 769). Музыка также является способом прославления Бога, когда звучание инструментов помогает «вознести к небесам (rapere in celsitudinem) человеческие чувства» (св. Фома Аквинский, Expositio in Psalmos, 32, 2). Именно в этом заключается ценность пения и музыки, звучащих в богослужении, «пробуждая любовь к Богу (…) и через разнообразные звуки» (св. Фома Summa Theol. II-II, q.92 a.2; ср св. Августин, Исповедь, кн 10, гл 33 : PL 32, 800). Современное богослужение также позволяет пережить впечатления, описанные в другом отрывке Исповеди св. Августина (кн 9, гл. 4, п 8): «Как взывал я к Тебе, Боже мой, читая псалмы Давида, эти христианские песнопения, звучавшие благочестием (…). Как взывал я к Тебе в этих псалмах, какая любовь к Тебе вспыхивала от них, каким желанием горел я прочесть их, если бы смог, всему миру!»

Так происходит, когда отдельные люди и вся община отдаются внутреннему воздействию Святого Духа.

Иоанн Павел II «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего», Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, Москва, 1998 г., стр. 398 - 400

"Акт прославления Триединого Бога под воздействием Святого Духа, молящегося в нас и через нас, совершается прежде всего в сердце, но он выражается и в устной молитве, ибо существует потребность во весь голос, в общине верующих, прославлять чудеса Божии. Душа, любящая Бога, выражает эту любовь в молитве, а часто и в песне. Так было в Церкви всегда..."

Рейтинг Francis.ru